Вторник, 30.05.2017, 04:21
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [3]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 27

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

"Пора нам в оперу скорей..."
Одесский оперный театр
История театральной жизни города насчитывает более 2 веков, как и история самого города. Театральная история Одессы всего на 9лет короче истории самой Одессы.
Строительство города и порта требовало и поглощало огромное количество рабочих рук. Царское правительство, чтобы их привлечь сюда предоставило ряд льгот переселенцам. Здесь ни у кого не требовали паспорт, и потянулись в Одессу гонимые нуждой и голодом крепостные крестьяне, казаки после развала Запорожской сечи, мастеровой и ремесленный люд, спасаясь от турецкого ига.
Хлынули в Одессу иностранцы—греки, албанцы, итальянцы, поляки. Жажда наживы привлекала сюда иностранных купцов—негоциантов. Для всех них Одесса становилась мамой. Можно с уверенностью сказать, что в России не было другого такого города, который бы так быстро и бурно развивался. Буквально за два десятилетия Одесса становится ведущим экономическим и политическим, культурным центром на юге страны.
Население города было «пестрым» в социальном и культурном отношении. Тогдашние одесситы имели разный достаток, разное вероисповедание, говорили на разных языках. Что могло сплотить столь разношерстную публику? Только искусство.
И предприимчивые антрепренеры стали устраивать театральные представления на рынках, пустырях и даже в хлебных амбарах, или магазинах, как их тогда называли в Одессе. Один из таких " театральных магазинов", принадлежавших графине Ржевусской, просуществовал вплоть до 1830-х гг. Зрелище, судя по воспоминаниям старожилов, было довольно жалкое. Подмостки сцены были устроены на бочках, сильно пахнущих вином. Фоном сцены служила стена магазина, но который был грубо расписан какой-то пейзаж. В одной из пьес в момент, когда героиню взводили на костер, подожгли вместо костра платье актрисы, и она чуть не сгорела. В общем, реалистичность была практически подлинная...
Такие представления не отличались большим мастерством, но пользовались неизменным успехом. Первые спектакли давали бродячие украинские труппы, большим успехом пользовались выступления скоморохов, кукольников (театр «Петрушки»).
В 1803г. была осуществлена первая оперная постановка кружком солдат—любителей оперного искусства—опера Аблесимова «Мельник, колдун, обманщик и сват» (из крепостной жизни).
В 1803 г. генерал-губернатор края Ришелье послал правительству прощение с просьбой выделить средства для строительства в Одессе церкви, таможни, театра. Просил 20 тысяч рублей. И свершилось событие почти невероятное. Дело в том, что театры были на то время лишь в обеих столицах. Так Одессе по этому показателю повезло стать вровень с Петербургом и Москвой. В 1804 г. было получено разрешение на строительство театра. А в 1809г. по проекту архитекторов Тома де Томона и Фраполи был построен театр.

Его строительство обошлось вдвое больше предполагаемой суммы.
Здание было построено в стиле классицизма, в 3 раза меньше современного, по внешней архитектуре несколько напоминал Большой театр Москвы (изображение первого театра).
Фасадом театр был обращен к морю, с прекрасной колоннадой.
Зрительный зал был миниатюрен, имел подковообразную форму, плоский потолок, вмещал 800 зрителей. В Одессе в то время было 12,5 тыс. жителей, 800 мест было достаточно.
Аристократия размещалась в ложах бенуара и бельэтажа. В партере было всего 44 кресла, а позади кресел так называемый «стоячий партер», где зрители смотрели спектакль стоя. Для простого народа под самым потолком была устроена галерея, которую называли «раек». Это была самая оживленная часть театра. Зрители ходили взад-вперед, перемешивались друг с другом, спорили, шумели, жестикулировали. Антрепренеры и артисты боялись этой части публики. От нее зависем успех или провал артистов. Случалось, что какой-нибудь артист не мог взять высокую ноту, и тогда весь стоячий партер подхватывал эту ноту и оглашал своим фальшивым воплем весь зрительный зал, так что приходилось на время прерывать представление. Зато овации любимым артистам переходили здесь иной раз в такую несмолкаемую бурю, что прекратить их можно было только при помощи полиции.
Торжественное открытие театра состоялось 10 февраля 1810г.
Об этом театре писал Пушкин в романе «Евгений Онегин»:
«Но уж темнеет вечер синий, пора нам в оперу скорей
Там упоительный Россини, Европы баловень, Орфей…»
На первых порах ставились пьеса Фонвизина «Недоросль», комическая опера Аблесимова «Мельник, колдун, обманщик и сват». Труппа антрепренера Фортунатова ставила оперу Фрейлиха «Новое семейство» и водевиль «Утешенная вдова».
Одесситы просто обожали театр. Известные арии из опер распевали одесские извозчики, чем удивляли самого А.С.Пушкина.
За 9 месяцев на сцене было поставлено более 100 спектаклей.
Летом 1847г. прошли с триумфом концерты Ференца Листа. В 1861г. Одессу посетил выдающийся негритянский актер Айра Олдридж, выступал в трагедиях «Гамлет», «Король Лир», «Отелло». Однако, высокий трагический пафос исполнителя не нашел отклика у одесской публики, не знавшей английского языка. Первое знакомство одесских зрителей с пьесами Шекспира оказалось неудачным. Спектакли проходили при полном молчании зрительного зала. Одесская публика всегда была самой привередливой.

Но и любить умела одесская публика со всей страстью, присущей этому чувству.
Например, когда в одесском театре появилась русская оперная труппа, в которой дебютировала знаменитая впоследствии артистка Лавровская. В опере «Жизнь за царя» она произвела такой фурор, что после спектакля публика выпрягла из ее кареты лошадей и, впрягшись в упряжку, повезла актрису в «Петербургскую» гостиницу. Коренными в этой упряжке были градоначальник и городской голова, а пристяжными – полицмейстер и какой-то студент. Сзади карету подталкивали студенты.
В 1850г. на представлении «Ревизора» присутствовал Гоголь . В 1860г. на премьере «Грозы» побывал Островский. Только один раз шел этот спектакль, т.к. военный губернатор Строганов приказал исключить ее из репертуара, признав ее «неблагопристойной и похабной».
Шли годы… Театр трижды перестраивался: в 1820, 1857 и 1872 гг. и продолжал радовать одесситов, всегда любивших всевозможные развлечения и праздники. И вот в один из таких праздников, через несколько месяцев после окончания очередной реставрации, в ночь на 2 января 1873 театр сгорел. Пожар начался от вспышки газового рожка, освещавшего часы на фронтоне. Когда одесситы расходились в 6 часов утра по домам, они увидели, что вся площадь была объята пламенем. И хотя были мобилизованы все водовозы города, пожар погасить не могли, т.к. здание внутри было деревянным, и театр сгорел дотла. И это не смотря на то, что в «Одесском вестнике», было напечатано предостережение о том, что «театральная дирекция извещает публику, что строго запрещается входить в Театр с зажженными цигарками и курить табак как внутри Театра, так равно в коридорах и буфете»…
Пожар рано или поздно должен был произойти. Дело в том, что театр зимой не отапливался. Публика оставалась в шубах и часто рукоплескала больше, чтобы согреться, чем для выражения своего удовольствия артистами. В уборных певцов и хористов стояли чаны с горящим спиртом. И случилось однажды, что в опере Россини «Семирамида» хористы стали вести себя на сцене, вопреки сюжету, необычайно весело и петь совсем не то, что полагалось по музыке. Оказалось, что они «вылакали» весь спирт, приготовленный для обогревания их уборных. На площади у театра разводили костры, у которых грелись господские кучера. В антрактах выбегали сюда и театральные зрители, чтобы хоть как-то согреться.
Неудивительно, что столь несовершенное в плане пожарной безопасности здание в конце концов загорелось.
Уже после пожара тот же «Одесский вестник» писал: «два месяца назад капитально отремонтированный, он представляет теперь безобразную груду развалин»


(изображение пожара одесского театра).
Долгое время на этом месте стояли руины и лишь через 11 лет после пожара под влиянием общественности городская Дума объявила международный конкурс на создание лучшего проекта городского театра.
Было представлено более 40 проектов отечественных и зарубежных мастеров, в т.ч. интересную работу представил одесский архитектор Александр Бернардацци.
Однако все они были отклонены, а утвержден был внеконкурсный проект молодых архитекторов Фердинанда Фельнера (37лет) (1847-1916) и Германа Гельмера (35 лет) (1849-1919)

Всего по их проектам построено 48 европейских театров. А наш театр был 13-м (может быть поэтому он такой проблемный). В каком бы конкурсе на постройку театра они не принимали участия, всегда побеждали. Их даже прозвали «театральными закройщиками» Европы. Фирма Фельнера и Гельмера не создавала типовых проектов, каждый театр был уникальным. Поэтому вы не найдете второго такого театра. Ну и кроме того, все их театры были очень дешевыми. Было подсчитано, что постройка всех 48 театров обошлась приблизительно столько же, сколько постройка парижской Гранд Опера.
По их проекту построен еще один театр в Украине—в Черновцах (изображение театра).

Авторы в строительстве участия не принимали. Театр строили украинские и русские мастера. Простые каменщики, замешивая раствор и укладывая кирпичи, распевали арии из итальянских опер. Звуки бессмертной музыки тоже становились строительным материалом.
Начато строительство было 16 сентября 1884 года—окончено 1 октября 1887.
Строители сдержали свое слово и выполнили обязательства в точно оговоренные сроки. Театр окончен день в день — 15 сентября 1887 года. На 1 октября назначается церемония закладки последнего камня. По специально разработанному сценарию она началась ровно в полдень.
Вечером состоялся парадный спектакль. Торжество открыл Фердинанд Фельнер, приехавший по этому случаю в Одессу. Многочисленных гостей приветствовал городской голова Григорий Маразли и члены городского управления. В зал был приглашен цвет одесского общества: представители военной администрации, иностранные консулы, профессура, врачи, учителя, выборные от мещанского и купеческого сословий…
Публика не скрывала восторга от увиденного, любуясь чудесным творением. Прозвучал «Пролог» — историко-музыкальный экскурс в прошлое города, специально написанный к этому дню одесситом Григорием Лишиным. Парадный спектакль закончился поздней ночью…


А вечером театр озарился множеством огней. Это было единственное здание в городе, в котором было электричество.
То есть вся эта красота была создана всего лишь за три года. Строительство обошлось в 1,5 млн. рублей и стало настоящей гордостью одесситов. Такие затраты вызвали иронические замечания, споры по поводу того, был ли необходим именно такой театр Одессе. Один из театральных критиков писал: «Одесса мне напомнила промотавшегося помещика, который на последние деньги купил золотое блюдо и, назвав гостей, преподнес им на этом блюде корку черствого хлеба». А известный публицист Влас Дорошевич вообще предлагал поместить в газете объявление следующего содержания: «За ненадобностью продается совсем новенький, малодержаный театр на своз». А на вырученные деньги предлагал построить театр менее чопорный, но более доступный. Но одесситы не привыкли отдавать свое первенство в чем бы то ни было.
Тем более, что сам создатель проекта Ф. Фельнер, приехав в Одессу по случаю окончания строительства, воскликнул: «Одесский театр лучший в мире!» —, и вручил городскому голове Г.Г. Маразли позолоченный ключ от театра. Ну, одесситы скромно говорят, что одесский театр, может быть, первый в мире, но уж точно не второй.

К сожалению, первенство театра не дает ему иммунитета от болезней, присущих любому зданию, особенно театральному...Ранней весной 1925 года (в ночь в 15 на 16 марта) после спектакля «Пророк» Мейербера на сцене театра от не установленной точно причины (предполагают, что от замыкания электрических проводов) начался пожар. Он охватил все закулисное пространство. Сцена была отделена от зрительного зала занавесом из волнистого (гофрированного) железа. Это спасло театр от полного уничтожения.
Но сгорел деревянный пол сцены и железный занавес не выдержал, вырвавшись из своего каркаса, рухнул частью в оркестровую яму, а частью в трюм сцены. Огонь перекинулся в зал и причинил ему значительное повреждение. Погибли первые ряды кресел, уничтожена была обивка остальных. Пострадали до неузнаваемости картины, украшавшие потолок. Дымом были испорчены скульптурные украшения зала, а на многих осыпалась, почернела и облупилась позолота. Водой были залиты ложи. Театр был покрыт копотью и грязью. Жуткую картину представлял котлован бывшей сцены—внизу земля, вверху—небо.
Правительство ассигновало большие средства на восстановление театра (более млн. рублей). Все московские и ленинградские театры дали по два спектакля в пользу реставрации одесского театра. В банке был открыт счет добровольных пожертвований на восстановление оперного.
Стояла задача не только восстановления зрительного зала в его первоначальном виде, но и коренного переоборудования сцены по последнему слову техники, усовершенствование противопожарной системы. Рабочие одесского судостроительного завода и другие промышленные предприятия с энтузиазмом взялись за изготовление металлических конструкция для сгоревшей сцены театра.
Через год театр был полностью восстановлен и была полностью реконструирована вся его сценическая часть. Были установлены вместо железного занавеса два железобетонных с асбестовым покрытием. 1-весом 18,5 тонн, отделял зрительный зал от сцены;2-й—16,5 т.—сцену от арьерсцены (т.е. всех служебных помещений). С помощью лебедки они поднимались и опускались.
В марте 1926 года театр был восстановлен по проекту архитектора Давыдова, но в годы ВОВ театру угрожала новая опасность.
В августе1941 года, когда враг подошел к Одессе, командование Одесским оборонительным районом назначает специальную зенитную часть, которая получила задание: защищать здание театра от бомбежек. На крышах соседних с театром домов стояли орудия все 73 дня и ночи, пока длилась героическая оборона города. Фугасная бомба попала в вестибюль портика западного фасада и частично повредила его, но директор театра Снибровский в дни обороны не покидал театр ни на минуту, и своими руками выбросил в окно фугасный снаряд.
В 1944 году, в последние дни пребывания в Одессе, враг приступил к осуществлению злодейского плана превращения оккупированного города в зону пустыни. Накануне бегства врага из Одессы должны были быть взорваны все важнейшие здания. В первую очередь враг стремился уничтожить великолепное здание одесского театра. На наши войска настолько стремительно ворвались в город, что осуществить свою коварную операцию фашисты не успели. Около 40 мин обнаружили воины, освободившие город, в подвалах здания.
Оккупанты не успели взорвать театр, но они причинили ему огромный материальный ущерб.
Фашистские варвары вывезли из этого здания массу декораций, дорогостоящие костюмы, всевозможные драгоценные ткани, богатейшую нотную библиотеку, состоящую из 100 опер и 16 балетов. Был увезен бархатный занавес с аппликациями, исполненный по эскизам художника А.Я.Головина. Он стоил 25 тыс. рублей золотом.
Войска, освободившие Одессу, перехватили в районе станции Раздельная эшелон с частью награбленного имущества. Занавес, нотная библиотека, музыкальные инструменты и много другое были в дальнейшем возвращены театру.
Неудивительно, что в день освобождения Одессы 10 апреля 1944г. знамя победы было водружено именно на здании театра.
Но пожары--это не единственная беда нашего театра.
В 1900 году театральное здание стало оседать. Поэтому в 1956 оду была проведена силикатизация грунта. Рядом с театром был построен завод. В фундамент нагнеталось жидкое стекло под высоким давлением—более 6 млн. декалитров. Масса застыла—осадка прекратилась. После этого приступили к реставрационным работам, на которые было израсходовано 4 млн. 200 тыс. рублей и 12 кг. сусального золота 96 пробы (уложено 4 тыс. кв.м. золотых листов в виде книжечки с 60 страницами весом всей книжки 1,25 гр.). Реставрация Одесского оперного в середине 60-х годов прошлого века не коснулась основного — фундаментов. Специалисты были уверены в том, что они прочны и несокрушимы, так как опираются на «скалу» закачанного под них жидкого стекла. Однако их расчеты и предположения не подтвердились. К началу 70-х разрушительные процессы проявились вновь. Но позже оказалось, что под слоем жидкого стекла скапливаются подземные воды и театр стал напоминать остров. В 1990-е на фоне всеобщей разрухи началась последняя реставрация театра, длившаяся 11 лет (c 1996 по 2007г.). Осенью 2007 года завершилась продолжительная реставрация, в ходе которой был укреплён фундамент (при помощи именных 1840 свай, каждая стоимостью 1500 дол. и выдерживающая нагрузку 30тыс. т.), выполнена комплексная модернизация технических систем театра (установлены самые современные системы кондиционирования, пожарной сигнализации и энергообеспечения, внутренней мобильной связи, охраны, видеонаблюдения), была произведена полная реставрация фасада и внутренних помещений (на оформление театра пошло примерно 7,5 кг сусального золота), установлен новый занавес. Все это позволяет удерживать конструкцию театра весом 54 тыс. т.
Сколько простоит обновленный театр неизвестно. Ведь дело в том, что оперный, как и вся Одесса, стоит прямо на трещине подземных тектонических плит, которые находятся на глубине примерно полтора километра. Эти плиты постоянно двигаются, следовательно и сваи, которые вбиты в землю под оперным, двигаются вместе с ними. Именно из-за этих колебаний здание театра постоянно смещается. Отсюда и паутина с трещинками на фасаде театра. Пока что эту проблему устранить невозможно.
Поэтому нам остается любоваться красотой театра каждый раз, как в последний. Полюбуемся не только красотой театра, но и красотой Театральной площади.
Она также была реконструирована и благоустроена, восстановлены зелёные насаждения. Торжественное открытие театра состоялось 22 сентября в 2007г. в день 120-летия театра.
В этом же году был возрожден фонтан возле театра.

Строительство фонтана велось 90 дней. Общий объем верхней и нижней чаш бассейна — 120 м3. Вода в фонтане проходит через систему фильтрации 6 раз в день. Высота струй в верхней чаше достигает 3 метров, в нижней — 2,5 метров. Фонтан состоит из двух чаш — верхней и нижней. В верхней чаше установлено 11 фонтанных насадок, в нижней — 14. Для создания живописного вида фонтана в ночное время, под каждой фонтанной насадкой установлен прожектор мощностью 300 Вт. Помимо этого, зрелищность фонтана усиливают дополнительные насосы, которые создают эффект водопада при перетекании воды из верхней чаши в нижнюю. В вечернее время подсветку падающих струй обеспечивают 46 прожекторов. Фильтрационная система, предусмотренная в фонтане, обеспечивает полный водообмен каждые четыре часа. Каждый день у фонтана фотографируется более 200 человек. Еженедельно из чаши фонтана изымается более 1000 монет различного номинала и происхождения, от чего фонтан уже успел пострадать.
Все в театре сделано для того, чтобы ощутить всю полноту чувств от соприкосновения с прекрасным. Великий театральный режиссер Константин Станиславский говорил: «Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга». Можно к этому добавить, что красота театра определяется не только красотой здания, его техническими характеристиками, но прежде всего, артистами, коллективом, выступающим в нем. В этом отношении Одесскому оперному повезло.

На сцене театра танцевала Анна Павлова. Очаровала одесситов своим вдохновенным искусством А.В.Нежданова, первый концерт которой в родном городе состоялся в 1911 году.
Неизгладимое впечатление у одесситов оставила талантливая украинская певица Соломия Крушельницкая. Особенно Соломия Крушельницкая запомнилась в партии Дездемоны из «Отелло» Верди.
Ее мастерством восхищались не только в России, но и в Европе и Америке. Джакомо Пуччини назвал ее лучшей и самой очаровательной Чио-чио-сан.
Из-за рубежа в Одессу на гастроли приезжали многие замечательные артисты мира. На сцене нашего театра выступали в разные времена французская драматическая актриса Сара Бернар, Элеонора Дузе—итальянская драматическая актриса и итальянский трагик Эрнесто Росси, а также итальянские певцы Тито Руффо, Батистини и американская балерина Айседора Дункан.
Здесь пел Шаляпин. Он вспоминал: «Я никогда не выходил из одесского театра. Меня всегда выносила благодарная публика. Петь в таком театре одно удовольствие».
«Что за прелесть одесский театр!»,- говорил Леонид Витальевич Собинов. Он специально выучил украинский язык, чтобы спеть арию Ленского. За дирижерский пультом стояли Римский-Корсаков, Глазунов, Рубинштейн, Чайковский, который в 1893 году присутствовал на премьере в одесском театре «Пиковой дамы».
Под звуки фанфар, под овации всего зала ему преподнесли большую дирижерскую палочку из черного дерева с бриллиантом. Палочка была настолько тяжела, что дирижировать ею было невозможно.
Мария Заньковецкая вышла на сцену и увенчала гения русской музыки лавровым венком из серебряных листьев с надписью «смертные--бессмертному».
Две недели Чайковский жил в Одессе. Тогда в театре гастролировала украинская труппа, в которой выступали Саксаганский, Карпенко-Карый, Заньковецкая, которая играла главную роль в спектакле «Горемычная». Чайковский, потрясенный ее игрой, вышел не сцену и возложи ей на голову лавровый венок из золотых листьев с надписью «Бессмертной Марии Заньковецкой от смертного». Так преклоняясь перед талантом друг друга в памяти народной они оба остались бессмертными.
Чайковский приезжал в Одессу дважды: в 1887 году и в 1893 году—в последний год своей жизни. «Меня чувствуют здесь, - писал великий композитор своим родным, - словно какого-то великого человека, чуть ли не спасителя отчизны». На протяжении двух недель Чайковский давал в Одессе ряд концертов, в том числе бесплатный в пользу учеников 1-й Одесской гимназии.
Сегодня в репертуаре театра "Жизель", "Спящая красавица", "Щелкунчик", "Дон Кихот", "Шопениана", "Маскарад", Конек-Горбунок", "Кармен- сюита"... Артисты балета гастролировали в Канаде, Японии, Вьетнаме, Цейлоне, Китае, Венгрии, Болгарии, Финляндии, Южной Корее, Италии, Испании и Португалии - с Майей Плисецкой, Индонезии, Швейцарии, Швеции и других странах.
Одесскому оперному театру, носящему звание «Академического» с 1926 г., в 2007 г. указом Президента Украины присвоен статус «Национального». В списке чудес Украины он занял 10-е место. А неофициально одесситы по-прежнему называют свой театр «тортом» и зовут своих гостей на чудесный «десерт» — оперу или балет. Этим десертом я и предлагаю насладиться вам самостоятельно...

Категория: Мои статьи | Добавил: south-palmira (27.04.2009)
Просмотров: 2620 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 1
1  
Отличная статья

Имя *:
Email *:
Код *: